Михаил Елфимов об интерфейсах ([info]elfimov_on_ui) wrote,
@ 2007-11-19 13:33:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:user experience 2007, конференции

Впечатления о конференции User Experience 2007
Пара слов о прошедшей конференции User Experience 2007.

Вообще, почему стоит ходить на всякого рода конференции и семинары — за свежими идеями и общением. Некоторые докладчики рассматривают тему под неожиданным углом, и в ответ может возникнуть какая-то интересная мысль. Есть также некоторая вероятность, что вы узнаете что-то новое о юзабилити, но это в большинстве случаев не главное.

На этой конференции был замечательный первый день, когда выступали разнообразные гуру. Мне более всех запомнились Эрик Шаффер (хотя совершенно не помню о чем он рассказывал) и Апала Чаван (со своими замечательными рассказами об особенностях населения Индии, Китая и т.д.).

Рассказ Апалы о тестировании пользователей методом «разговоров вслух» меня просто поразил, я хочу найти где-нибудь запись её выступления и выложить этот рассказ целиком. Вкратце, она рассказывает о методе юзабилити-тестирования, при котором пользователя просят говорить вслух все что он делает и думает во время работы с продуктом. Этот метод придумали американцы, и лучше всего он работает на американцах, для которых болтовня совершенно естественная штука. Но это совершенно не работает для индийцев (подозреваю, и для русских), которые оценивают собеседника по тому, к какой касте он относится, и ведут себя соответствующе. Они не скажут плохого о сайте, потому что подумают что ты начальник и можешь уволить человека, который плохо сделал сайт. Или подумают что это твой сайт и тем более не захотят тебя обидеть. Чтобы это преодолеть, индийские юзабилитисты обратились к теме индийских фильмов. Фильмы в Индии — это очень важная часть культуры, поглощающая людей полностью. Юзабилисты придумали составить такой сценарий тестирования, при котором они ставят пользователя на место героя фильма. Допустим, пользователь девушка, и они рассказывают девушке захватывающую историю о её подруге, которая влюблена в одного парня в другом городе. И вот, к этому парню приезжает богатая невеста из Америки, и они наверняка поженятся. Но сама подруга тоже не лыком шита, у неё свой бизнес, и если она вовремя приедет к парню, то парень наверняка выберет её. И вот, пользователю надо помочь своей подруге и заказать билеты на самолет на сайте авиакомпании. Пользователь тут же забывает обо всех кастовых предрассудках, и хватается за сайт, и начинает ругать его создателей на чем свет стоит за неправильный интерфейс, неудобный шрифт и дурацкие кнопки. Юзабилити торжествует, в общем. Потрясающий рассказ, на меня произвел большое впечатление.

Второй день конференции был не менее замечателен, можно было послушать о том, как построен процесс проектирования интерфейсов в компаниях 1С, EPAM, IT-Online, RapidSoft. После моего доклада со мной общались люди, которым были интересен доклад, или фриланс, или стартапы, и это было замечательно.

На второй день также проявился ряд проблем:
— На некоторые доклады было выделено очень мало времени, буквально по 15 минут вместе с ответами на вопросы. Этого конечно не хватало. Времени нужно больше, пусть даже доклады будут идти не двумя параллельными потоками, а тремя. Или, как вариант, ответы на вопросы можно делать не после каждого доклада, а после секции, в холле, где стояли «тематические столы».
— Нужно выделять больше времени для свободного общения, это важная часть конференции. Часа на обед для общения явно маловато, почему бы не сделать еще пару перерывов на полчаса-час, чтобы люди могли общаться в холле?
— Было бы замечательно, если бы доклады разделялись по уровню подготовки выступающих, и прямо в описании доклада было бы написано: «бизнес», «аналитики», «для начинающих», «для проектировщиков интерфейсов». Иначе получается, что часть драгоценного времени докладчик тратил на общие слова и вступление, которые были не интересны части аудитории. Часть докладов, на которых я присутствовал, были совсем уж для непосвященных. Это понятно, поскольку конференция большей частью для бизнеса, но получается что специалисты теряли на таких докладах время.

Не могу также не написать о программе конференции на сайте userexp.ru. Она ужасна. Нет версии для печати. Нет информации о том, какую должность человек занимает в означенной компании. Визуально таблица смотрится очень тяжело, не в последнюю очередь из-за того, что много подчеркнутого текста, который чередуется с неподчеркнутым. Невозможно понять какие доклады идут в одно время, приходится прыгать между раписаниями двух залов. В общем, если бы проектировщик этой страницы сел и попытался представить как люди будут ею пользоваться, получилось бы гораздо лучше.

Ссылки по теме:
Размышления о Client Side’2007 и World Usability Day [info]stranna




(23 comments) - (Post a new comment)


[info]hemule
2007-11-19 11:33 am UTC (link)
"Не могу также не написать о программе конференции на сайте userexp.ru. Она ужасна. Нет версии для печати. Нет информации о том..."


Эффект сапожника в апогее своего проявления :)

(Reply to this) (Thread)


[info]elfovnet
2007-11-19 11:49 am UTC (link)
Да, в общем. Конфликт сроков и качества, решенный не в пользу качества.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anntuannet
2007-11-19 12:23 pm UTC (link)
«Хорошо работается ночью — КПД нулевое, зато чувство юмора на 300 % подскакивает»,— цитата из Жени (neonovyi).

Все замечания к сайту, программе, организации, организаторам, докладчикам, докладам, презентациям, кофе в перерывах, физиономиям гостиничных охранников и цвету дверей в здании у меня и у всех организаторов акуратно выписаны и помечены с тем, чтобы в следующий раз их не допускать.

Кстати, спасибо за интересную идею ставить пометки на доклады. Подумаем об этом.

Если будут еще идеи, особенно касаемо тематики докладов, то такая информация также будет крайне полезной.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elfovnet
2007-11-19 12:34 pm UTC (link)
Замечательно.
О тематике докладов — было бы замечательно иметь больше докладов для специалистов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anntuannet
2007-11-19 12:42 pm UTC (link)
Было бы здорово, если бы ты уточнил, что именно интересно.
А то я встречалась с совершенно разными интересами среди специалистов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elfovnet
2007-11-19 12:54 pm UTC (link)
Совершенно любые :-) Просто чтобы люди рассказывали о том, с чем они реально работают. Ну, не знаю, как они проектируют, управляют, тестируют, пишут тексты и т.д.

(Reply to this) (Parent)


[info]golovografia
2007-11-19 12:16 pm UTC (link)
А что говорилосьь про компанию EPAM? я там работаю, интересно, на сколько всё соответствует правде...

(Reply to this) (Thread)


[info]elfovnet
2007-11-19 12:22 pm UTC (link)
Вот тезисы доклада: http://userexp.ru/speakers/dragun/report/

(Reply to this) (Parent)


[info]kremien
2007-11-20 02:13 pm UTC (link)
Компания большая, проектов - много.
И что такое "правда"? То, что мы делаем для одного проекта, может по каким-то причинам не делаться для другого. Если вам интересно, то можно пообщаться подробнее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elfovnet
2007-11-20 02:32 pm UTC (link)
Часто в больших компаниях наблюдается недостаток коммуникаций, возникает забавная ситуация, когда люди узнают что-то интересное о своей компании через доклады на конференциях :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]elfovnet
2007-11-20 02:33 pm UTC (link)
Кстати, есть такая полезная практика — проводить семинары и презентации внутри компании, рассказывать чего нового узнали, делиться знаниями и т.д. В IT-ONLINE такое есть, в 1С.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kremien
2007-11-20 03:08 pm UTC (link)
EPAM по количеству сотрудников в 30 раз больше IT-ONLINE, и в 4 раза больше 1C. В прошлом году у нас как раз и была внутрикорпоративная конференция, где я рассказывал про процесс проектирования интерфейсов. (Похоже, что девушка не сумела туда попасть.) Знаю, что проводятся и внутренние конференции среди отделов, работающих на крупных заказчиков.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elfovnet
2007-11-20 03:30 pm UTC (link)
Круто! Не пойду к вам работать :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]golovografia
2007-11-20 03:20 pm UTC (link)
Да, я бы послушала, а то по тезисам доклада ничего не понятно. И про коммуникации -совершенная истина. Время приемущественно тратиться на то, чтобы заказчик был доволен. Отголоски епамовской конференции до меня дошли. поэтому, собственно, и интересно стало.

(Reply to this) (Parent)


[info]stranna
2007-11-19 12:41 pm UTC (link)
По поводу разделения докладов по уровню выступающих мне тоже подумалось, когда я была на Client Side. Я, конечно, интересовалась докладами по проектированию интерфейсов, в основном, и была удивлена тем, что чуть ли не большая часть начиналась слайдом "Что такое юзабилити". Хотелось узнать что-то новое, а не слушать азы.
С другой стороны, когда я для расширения кругозора решила сходить на доклад по Google web toolkit, там было очень много технических решений, наверняка очень полезных специалистам в этой области, но непонятных мне.

Хотя, в целом, конференция была любопытная. И программа у них была очень хорошо продумана и изготовлена в виде удобной листовки с цветовым кодированием по темам.

(Reply to this) (Thread)


[info]elfovnet
2007-11-19 01:18 pm UTC (link)
Жаль, я не был на Client Side. Я так понимаю, что это была именно конференция специалистов, не для бизнеса. Хотя, юзабилити там всего одна секция была.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]stranna
2007-11-19 02:07 pm UTC (link)
Там еще в секции веб-дизайна были интересные доклады, например, про управление проектами.
А, что касается именно юзабилити, то очень достойная и полезная концеренция WUD еще была 8 ноября.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]stranna
2007-11-19 03:46 pm UTC (link)
Вдохновившись Вашим рассказом, я собрала и свои впечатления о конференциях Client Side и WUD у себя в жж.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elfovnet
2007-11-20 08:17 am UTC (link)
Здорово! Почитаю, интересно.

(Reply to this) (Parent)


[info]elfovnet
2007-11-20 08:17 am UTC (link)
WUD — это да, но тут уж нельзя было разорваться :-)
Вообще, жаль что наши юзабилисты, вместо того чтобы объединиться, каждый тянут одеяло на себя. Сделали бы одну конференцию — было бы гораздо удобнее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]stranna
2007-11-20 08:23 am UTC (link)
Да, или хоть и 3, но в разное время :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kremien
2007-11-20 02:10 pm UTC (link)
Если уж выбирать конференцию с точки зрения профессиональной полезности для специалистов, то, без соменения, побеждает WUD. На Russia User Experience стоило идти, чтобы послушать иностранцев, ориентация большинства докладов была для начинающих, или для интересующихся.
Почти все то, что было связано с «Дизайном интерфейсов, юзабилити, accessability» на Client Side, было пересказано на двух других конференциях.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elfovnet
2007-11-20 02:35 pm UTC (link)
Да, знать бы это до начала конференции :-)

(Reply to this) (Parent)


(23 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…